Пользовательский поиск

РАБОТА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Работа медицинских сестер в учреждениях для детей вообще и в частности для детей раннего возраста имеет ряд особенностей. Только при чутком и внимательном отношении к детям и матерям, правильном уходе за ними сестра может справиться с возлагаемыми на нее обязанностями. Все недостатки ухода, как, например, охлаждение или перегревание ребенка, долгое лежание в кроватке, небрежное кормление, недостаточная вентиляция палаты и др., вредно отражаются на здоровье ребенка, препятствуя нормальному его развитию.

Но для хорошего ухода недостаточно одного только механического выполнения всех правил. Сестра должна чутко относиться к ребенку, понимать причины его плача, замечать и своевременно устранять все, что приносит ему вред, например, изменение внешней температуры, вызывающее охлаждение или перегревание ребенка и т. п. Сестра никогда не должна забывать, что каждый ее промах может тяжело отразиться на здоровье ребенка.

Кроме того, сестра должна быть и проводником культуры. Постоянно общаясь с матерями, она должна учить их основам гигиенического ухода за детьми. Чутким и добросовестным отношением к детям сестра завоевывает авторитет у родителей, что в значительной мере облегчает ее работу и помогает ей внедрить в семью санитарно-гигиенические навыки. Поэтому сестра должна постоянно работать над собой и непрерывно повышать свою квалификацию, политическую грамотность и общий культурный уровень.

Особое внимание сестра должна обращать на борьбу с инфекционными заболеваниями, для чего ей необходимо хорошо знать быт ребенка и эпидемическое состояние участка, а также уметь распознавать первые признаки заболевания и вовремя изолировать больного ребенка. Проводя под руководством врача предохранительные прививки, сестра должна разъяснить их, значение матери.

При уходе за больным сестра должна подмечать все изменения как в настроении, так и в состоянии ребенка и сообщать о них врачу. Такие наблюдения (первые приступы характерного коклюшного кашля, жидкий стул у ребенка, появление крови в стуле, небольшие судорожные подергивания и т. п.) помогают врачу поставить правильный диагноз.

Различные заболевания имеют свои особенности ухода. Поэтому сестра должна знать эти особенности. Так, например, при заболеваниях дыхательных путей, сопровождающихся иногда асфиксией, нужно уметь помочь ребенку: накормить его при рвоте и пониженном аппетите и т. д. Кроме того, от сестры требуется умение ухаживать за «изолированным» больным ребенком. Изоляции подлежит всякий больной, представляющий опасность заражения для других детей, например, больной дизентерией, гриппом, коклюшем, гонореей, пиодермитом и пр. Оттого, как поставлен уход за «изолированным» больным ребенком, нередко зависит судьба всего детского коллектива отделения. Например, распространение гонорройного вульвовэгинита в отделении, если первый же больной был своевременно взят в изолятор, может произойти только из-за неумения или небрежности сестры, ухаживающей за «изолированным» больным ребенком.

Организм ребенка первых месяцев жизни отвечает однообразной картиной болезни, несмотря на разнообразие попадающих микробов. Заражение кишечными микробами, стафилококком, стрептококком и др. вызывает у них одни и те же симптомы: падение веса, понос, рвоту, отсутствие аппетита, то. что мы называем токсикозом. В -дальнейшем с развитием ребенка картина заболевания усложняется и становится более похожей на картину взрослых.

Дизентерия, например, у детей первых месяцев жизни, протекает по типу диспепсии — обычного поноса без симптомов колита

Помимо острых инфекций и туберкулеза, играющих важную роль в заболеваниях детей всех возрастов (кроме трех первых месяцев жизни), у детей дошкольного и школьного возраста имеет большое значение ревматизм, борьба с которым также является важной государственной задачей.

Негигиенические условия жизни, недостаточное или неправильное питание, отсутствие общения с детским коллективом задерживают физическое и психическое развитие ребенка, делая его крайне неустойчивым по отношению ко всем неблагоприятным моментам и прежде всего к инфекции. Чем моложе ребенок, тем его организм более восприимчив ко всем вредным внешним воздействиям.

Если здоровый ребенок так чувствителен ко всем неблагоприятным воздействиям среды и нуждается в хорошем уходе, то среда и уход в судьбе больного ребенка имеют решающее значение. Все, даже малейшие дефекты ухода могут стоить ему жизни. Если, например, ребенку с токсической диспепсией в стадии небольшого улучшения сестра вместо назначенных 50 г молочной смеси даст 100 г, то у ребенка может снова появиться рвота, а за ней ухудшение состояния; такие случаи могут закончиться смертью. Также губительно влияет на течение токсической диспепсии недостаточное введение воды. Приведем другой пример. Если сестра, подмыв ребенка, страдающего поносом, подозрительным на дизентерию, не вымыв рук, подойдет к ребенку, болеющему пневмонией, он тоже может заболеть дизентерией. Назначения любого квалифицированного врача не помогут ребенку при плохом уходе за ним.

ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Организм ребенка отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Ткани и органы ребенка богаче водой, нежнее по своему строению и способны быстро развиваться. Рост и развитие ребенка происходят как за счет увеличения общей массы тела в результате размножения клеток, так и за счет усовершенствования структуры отдельных тканей и органов, особенно нервной системы. Чем моложе ребенок, тем резче анатомо-физиологические различия и тем интенсивнее его рост.

Рост и развитие ребенка зависят как от внутренних (эндогенных), так еще в большей степени и от внешних (экзогенных) факторов. К первым относятся биологические закономерности, выработавшиеся в течение тысячелетий в процессе развития человеческого рода; ко вторым надо отнести влияние окружающей внешней среды — жилище, питание, уход, воспитание, — словом, все бытовые условия, в которых живет и растет ребенок.

Нежность и недоразвитость тканей и органов, особенно нервной системы, делают грудного ребенка очень неустойчивым по отношению ко всем вредным внешним воздействиям, например, к охлаждению, перегреванию, неправильному вскармливанию, инфекции и пр. За последние годы в связи с повышением культурного и материального уровня и в связи с заботами правительства и Единой России о детях наблюдается резкое снижение детской смертности. Это свидетельствует о том, что заболеваемость и смертность детей грудного возраста не зависят от биологических особенностей детского организма, а являются следствием неправильной организации. При неблагоприятных бытовых условиях прежде всего ребенок отстает в росте, весе и общем развитии, понижается иммунитет и нарушается питание.

Группа заболеваний, относящихся к расстройству питания, является наиболее важной для детей раннего возраста. В основе этих заболеваний чаще лежит расстройство пищеварения.

Желудочно-кишечные заболевания и болезни органов дыхания в грудном возрасте составляют большую часть всех заболеваний и являются одной из главных причин смерти детей до оного года.

Хотя желудочно-кишечный тракт грудного ребенка уже обладает всеми необходимыми для пищеварения ферментами, все же он еще функционально слаб для той нагрузки, которая при неправильном подборе пищи или нерегулярном вскармливании. Кроме того, организм ребенка не обладает еще достаточной сопротивляемостью и по отношению к кишечным инфекциям. Борьба с заболеваемостью и смертностью грудных детей первых шести месяцев жизни — это прежде всего борьба с желудочно-кишечными заболеваниями и пневмониями. Лучшее средство в этой борьбе—правильное воспитание, правильное вскармливание грудного ребенка и безупречный уход за ребенком, в проведении которых активное участие должна принимать и медицинская сестра.

Восприимчивость ребенка к инфекциям. Особенности развития нервной системы, строения других органов и тканей грудного ребенка и особенности обмена веществ сражаются на отношении ребенка к инфекции. Вследствие нежности и ранимости слизистых и кожи гноеродные микробы-пневмококки, стафилококки, стрептококки и другие бактерии — легко проникают в организм ребенка, вызывая ряд заболеваний: воспаление легких, отит, пиодермит, пиэлит и др. Способность же детского организма вырабатывать защитные тела пробив этих микробов еще мала, поэтому названные инфекции нередко принимают характер общих заболеваний, влияя на весь организм в целом. Кроме того, эти инфекции часто заканчиваются общим заражением крови — сепсисом. Ребенок также восприимчив и к острым инфекциям: ветряной оспе, коклюшу, гриппу, дифтерии, кори и скарлатине. Некоторое исключение в отношении восприимчивости к таким инфекциям, как скарлатина, свинка, корь, представляют дети первых месяцев жизни.

Чем объяснить это интересное явление, особенно если принять во внимание большую неустойчивость детей этого возраста ко всем гноеродным микробам, как стрептококк, стафилококк и лаже к кишечной палочке? Раньше невосприимчивость (иммунитет) связывали только с наличием полученных от матери, через плаценту или грудное молоко, антител. Однако наличие таких фактов, когда мать после родов заболевает скарлатиной, а ребенок остается невосприимчивым к скарлатине, указывает, что иммунитет более сложное явление, зависящее от состояния центральной нервной системы. Кора головного мозга ребенка недостаточно развита, не образованы еще временные условные связи с внутренними органами, принимающие участие в сложной специфической картине того или другого заболевания.

 

Умелая, добросовестная работа чуткой и любящей детей медсестры у постели больного в значительной степени определяет течение и исход болезни ребенка.

Яндекс.Метрика

© Баранов А.А.

© Мусатова Л.М.

© Щукин Ю.К.

Тулиновка - вчера, сегодня, завтра. - Тамбов: ООО "Юлис", 2003.

Создать бесплатный сайт с uCoz