Пользовательский поиск

ПИТАНИЕ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Составные элементы пищи

С пищей организм получает материал для восстановления естественных потерь, а детский организм, кроме того, — и материал для роста. Таким образом, пища должна содержать все те вещества, из которых строятся клетки и ткани организма, т. е. белки, соли и воду. Наряду с этим, пища должна содержать вещества, являющиеся источниками энергии в организме, — жиры и углеводы, а также витамины.

Белки являются важной составной частью тела и входят в состав каждой его клетки. Они необходимы организму для построения новых клеток и тканей. Белки содержатся в большом количестве в мясе, яйцах, твороге, молоке, а также в растительных продуктах: в бобовых растениях, в зернах пшеницы и ржи, в муке и хлебе. Белки животного происхождения— мяса, яиц и различных молочных продуктов — называются полноценными, так как они хорошо используются организмом для построения новых клеток. Белки растительного происхождения считаются менее полноценными, так как они не содержат всех элементов (аминокислот), необходимых для построения новых клеток, и только частично покрывают потребность в белке.

В первом полугодии жизни ребенок получает исключительно белок животного происхождения (материнское и коровье молоко), во втором полугодии дают небольшое количество растительного белка за счет прикорма кашей или овощами у ребенка старше года количество растительного белка в рационе возрастает, но все же не менее ⅔ или ½ всех белков пищи должно быть животного происхождения.

Когда ребенок питается только грудным молоком, его потребность в белке покрывается 2—2,5 г белка на 1 кг веса; при искусственном питании ребенку необходимо 3,5—4 г белка на 1 кг веса. Это объясняется более высоким процентом усваивания белков женского молока по сравнению с другими белками.

По мере того как ребенок становится старше и процессы его роста замедляются, потребность в белке снижается У ребенка в возрасте от 1 года до 5 лет она составляет 3—3,5 г, от 5 до Шлет—2,5—3 г, от 10 до 15 лет—2—2,5 г на 1 кг веса.

Хотя организм ребенка нуждается в значительном количестве белков, чрезмерное кормление пищей, содержащей большое количество белков, не приносит ребенку пользы, организм выбрасывает излишки белков неиспользованными, а длительная перегрузка ими организма ведет к потере аппетита и к диспептическим расстройствам.

Жиры служат источником энергии для организма и, кроме того, они содержат витамины, в частности, витамины, растворимые в жирах — A, D, Е и К. Жиры необходимы для поддержания иммунитета и устойчивости к инфекциям. Вследствие того, что жиры откладываются под кожей, они предохраняют нижележащие органы от ушибов и ранений; скапливаясь же на поверхности внутренних органов, они фиксируют их на месте. Жиры так же, как и белки, различны по полноценности и удобоваримости. Жиры животного происхождения — сливочное масло, сметана, рыбий жир — полноценны; они обязательно должны входить в состав детской пищи. Растительные жиры — подсолнечное, прованское масло и др. — менее полноценны и почти никакой роли в питании маленького ребенка не играют. Свиной, бараний или говяжий жир непригоден для питания маленького ребенка.

При вскармливании грудным молоком ребенок получает 5,5—6 г жира на 1 кг веса, при искусственном вскармливании — 4—4,5 г. Потребность в жире у ребенка постепенно уменьшается и в возрасте от 1 года до 4 лет составляет 4—3,5 г, 4—7 лет — 3—2,5 г, у детей более старшего возраста —2,5—2 г на 1 кг веса.

У здоровых детей жировой слой хорошо развит. Недостаточное отложение жира под кожей указывает, что ребенок неправильно питается или болен. Чрезмерное ожирение также свидетельствует о неправильном питании ребенка и вредно для него.

Углеводы, как и жиры, являются основным источником энергии: они способствуют сгоранию жиров и, кроме того, они являются источником углеводных запасов организма.

Ввиду того что маленький ребенок затрачивает много энергии на движение, необходимо, чтобы его пища содержала достаточное количество жиров и углеводов. Больше всего углеводов содержится в сахаре и крахмале. До начала прикорма ребенок получает только молочный сахар, а с прикормом начинает получать свекловичный сахар и другие углеводы, которые содержит растительная пища: злаки, фрукты, овощи, ягоды. Картофель, мука, кукуруза, рис и другие продукты богаты крахмалом.

Много углеводов содержится в так называемой клетчатке — оболочке растительных клеток, но она не переваривается пищеварительными органами и выбрасывается с испражнениями. Тем не менее небольшое количество клетчатки полезно для пищеварения, так как она усиливает перистальтику кишечника, способствует продвижению пищи и выделению отбросов. Клетчаткой особенно богаты бобовые растения, капуста, морковь, довольно много ее содержится в черном хлебе. Как на первом году жизни, так и в дальнейшем ребенку необходимо 12—14 г углеводов на 1 кг веса тела. После года примерно 50% суточной калорийной потребности покрывается за счет углеводов.

Минеральные соли входят в состав всех клеток организма, содержатся в крови и соках (желудочный, кишечный и др.), выделяемых различными органами. От наличия солей железа зависит количество гемоглобина, от присутствия солей кальция — твердость и прочность костной ткани.

Кости маленьких детей бедны солями, поэтому они мягки и гибки. По мере роста ребенка соли откладываются в костях, вызывая их отвердевание.

Соли играют большую роль в водном обмене; они входят в состав животных и растительных пищевых продуктов; особенно богаты ими овощи и фрукты, которые и являются для нас главным источником солей. Для растущего организма особенно большое значение имеет кальций, фосфор, железо.

При недостатке в пище солей железа у ребенка развивается малокровие, при дефиците солей кальция и фосфора — рахит. Потребность в минеральных солях у ребенка относительно выше, чем у взрослого. Количество солей в организме полностью зависит от содержания их в пище ребенка. Основным источником солей являются овощи, фрукты, ягоды, молоко, яичный желток и др.

Вода входит в состав всех органов и тканей, даже костной, а также в состав крови, лимфы и пищеварительных соков. Вода также входит в состав пищи — (молоко, суп, чай) и содержится в значительном количестве во всех продуктах, особенно в овощах, фруктах и ягодах. Весьма значительную роль играет вода в обмене веществ и в процессах роста, которые могут происходить только в присутствии или при участии воды; ⅔ веса ребенка составляет вода. В организме происходит непрерывная потеря жидкости: при выделении мочи, пота, испражнений, при дыхании, так как выдыхаемый воздух всегда содержит водяные пары, а также посредством испарения с поверхности тела. Поэтому потребность в воде у маленького ребенка очень высока, она в 3—4 раза выше, чем у взрослого, и составляет 150 г на 1 кг веса ребенка в возрасте 2—3 месяцев жизни, к 6 месяцам—120 г и к одному году— 100 на 1 кг веса.

Необходимо постоянно заботиться, чтобы дети употреблял достаточное количество воды, тем более что маленький ребенок легко теряет воду из своих тканей, особенно при заболевании диспепсией со рвотой и жидкими испражнениями, при повышенной температуре, при учащенном дыхании, в жаркую, сухую, ветреную погоду и т. д. Недостаток воды ребенок переносит тяжело, он становится вялым, бледным, кожа его теряет обычную упругость. При длительном или очень сильном недостатке жидкости ребенок впадает в тяжелое состояние с потерей сознания и судорогами.

В жаркое время года ребенок нуждается в дополнительном питье.

При болезненных состояниях, сопровождающихся большой лотерей воды (рвота, понос), детям нужно давать возможно большее количество воды, в чем в основном и заключается доврачебная помощь сестры. В качестве питья им дают чай, глюкозу, физиологический раствор и т. д. Внимательная, добросовестно относящаяся к своему делу сестра иногда буквально спасает ребенка, предотвращая развитие токсикоза и зысыхания (эксикоза).

Для того чтобы все ингредиенты пищи — белки, жиры, углеводы, соли и вода хорошо усваивались организмом, необходимо правильное соотношение их в диете ребенка. Так, например, для переваривания белка необходимо определенное количество жиров, углеводов и воды; увеличенное количество жира в рационе затрудняет усвоение белка, присутствие углеводов, наоборот, улучшает его использование. В свою очередь переваривание жиров требует достаточного количества углеводов. Усвоение углеводов связано с обменом белков, жиров и особенно воды.

Кроме перечисленных питательных веществ, в рационах ребенка должны еще содержаться витамины (слово «вита» означает жизнь), которым принадлежит чрезвычайно важная соль в организме. Отсутствие или недостаток витаминов в пище мешает правильному росту и развитию ребенка и вызывает ряд заболеваний:, болезни глаз, цингу, рахит и др. Для ребенка особенно необходимы витамины А, В, С и D.

Витамин А делает организм более устойчивым к инфекционным заболеваниям. При отсутствии или недостатке в пище витамина А нарушается состояние кожи и слизистых. Кожа становится сухой, шершавой, на коже и слизистых легко возникают воспалительные процессы и другие поражения. Недостаток витамина А вызывает тяжелое заболевание глаз, известное под названием «куриная слепота». Может развиться и более глубокое поражение глаз (ксерофталмия). Больше всего витамина А в рыбьем жире; он содержится также в сливочном масле, яичном желтке, печени. Морковь, томаты и различного рода зелень (салат, щавель, крапива и др.) содержат каротин, который в нашем организме превращается в витамин А.

Витамин группы В содержится главным образом, в верхней оболочке пшеницы, риса, гороха, боба, печени, желтке, молоке, салате, шпинате и больше всего в дрожжах. Отсутствие витаминов этой группы вызывает в организме расстройства обмена, влекущие за собой задержку роста, а также заболевания нервной системы и кожи.

Витамин С содержится в большом количестве в сырых фруктах, овощах и ягодах (черной смородине, капусте, помидорах, малине, салате, шпинате; особенно много его в шиповнике, апельсинах и лимонах). Отсутствие витамина С в пище вызывает тяжелую болезнь — цингу; длительный недостаток этого витамина резко понижает сопротивляемость ребенка к заболеваниям.

Витамин D (противорахитический) имеет особенна важное значение для ребенка, так как его отсутствие нарушает отложение солей кальция и фосфора в костях, что тормозит процессы роста и нормальное развитие костной ткани; кости делаются мягкими, неправильной формы, у ребенка развивается рахит. Это заболевание сопровождается обычно, мышечной и общей слабостью, нередко малокровием.

Витамин D содержится главным образом в рыбьем жире, икре, яичном желтке. Он образуется и в коже человека под влиянием солнечных ультрафиолетовых лучей, поэтому при лечении рахита солнечные лучи оказывают полезное действие.

Витамин К — антигеморрагический. Введение его в организм вызывает нарастание протромбина крови; оказывает благоприятное действие при кровоизлияниях у новорожденных.

Грудное вскармливание

Грудное молоко является нормальной физиологической пищей грудного ребенка. Оно полностью удовлетворяет потребности организма в первые 5—6 месяцев жизни ребенка и наиболее приспособлено к его пищеварительному тракту. Грудное молоко содержит 1,2% белка, 3—4% жира, 7% сахара, 0,2% солей. При правильном питании матери в молоке содержатся и необходимые для ребенка витамины. Хотя количество белка в грудном молоке невелико, но качественный состав его таков, что высокая потребность ребенка в белке покрывается полностью. Грудное молоко содержит довольно много жира; однако 50% последнего подвергается расщеплению в полости желудка за счет липазы самого молока.

Вскармливание грудью называется естественным вскармливанием. Всякая другая пища, в том числе и приготовленная из молока животных (коровьего, козьего), является для ребенка уже искусственной. Пищеварительные органы ребенка должны приспособляться к этой пище. Переваривание искусственных смесей требует значительного напряжения со стороны детского организма.

Из груди матери ребенок получает чистое, свободное от микробов молоко, которое не подвергается никакой тепловой обработке. Поэтому оно сохраняет все свои питательные свойства и витамины. С грудным молоком, кроме питательных веществ, ребенок получает еще ряд биологических веществ (антитела, ферменты), благодаря которым он реже заболевает и легче переносит инфекционные болезни.

Правила кормления грудью

Молоко в груди матери появляется вскоре после рождения ребенка. В первые дни после родов из груди выделяется так называемое молозиво. Молозиво — это довольно густая желтоватая жидкость, содержащая много белка, несколько больше жира и меньше сахара, чем молоко. Состав молозива постепенно меняется, и на 3—4-й день из груди матери начинает выделяться молоко нормального состава; обычно к этому же времени увеличивается и количество молока.

При кормлении грудью мать должна соблюдать ряд правил, необходимых для развития лактации. В этом отношении имеет большое значение, во-первых, регулярное прикладывание ребенка к груди через определенные промежутки времени, во-вторых, кормление каждый раз только одной грудью (попеременно) для полного опорожнения грудной железы. Полное отсасывание важно не только потому, что оно способствует большей выработке молока, но и потому, что первые порции молока всегда бывают более жидкими, тогда как последние содержат больше жира. Обе груди в одно кормление можно давать только по разрешению врача в случае недостатка молока у матери; в таком случае в последующее кормление следует давать сначала ту грудь, которая в предыдущее кормление была последней.

До трехмесячного возраста здорового доношенного ребенка можно кормить через 3 часа с ночным промежутком в 6 часов, всего 7 раз в сутки. С 3 до 5 месяцев ребенка можно уже кормить реже, через З'/г часа, всего 6 раз в сутки, так как ребенок уже каждое кормление высасывает большее количество молока. Ребенка в возрасте от 5 месяцев до одного года кормят уже через 4 часа, т. е. 5 раз в сутки.

Правильное кормление в одни и те же часы имеет очень большое значение для пищеварения. При этом создается ритмичность в деятельности пищеварительных желез, так что через определенные промежутки времени начинается рефлекторное отделение сока, у ребенка появляется аппетит, происходит как бы подготовка пищеварительного тракта к приему и перевариванию пищи.

Первое время после рождения ребенка надо будить в определенные часы для кормления, но вскоре в силу выработки условного рефлекса он начинает сам просыпаться и проявлять беспокойство в часы кормления, иногда с большой точностью.

Если ребенок просыпается ночью, нужно попытаться не кормить его, а успокоить, дав ему небольшое количество кипяченой воды. Это делается для того, чтобы приучить ребенка к ночному отдыху, который вместе с тем необходим и для матери.

Грудное вскармливание не всегда налаживается сразу. В течение первого месяца нередко возникают затруднения, особенно у молодых первородящих. Если при этом ребенок недостаточно нарастает в весе, мать начинает беспокоиться, теряет уверенность в своей способности к кормлению, и в результате, действительно, может наступить уменьшение количества молока. В таком случае очень важно внимательное, спокойное участие сестры, которая должна поинтересоваться порядком кормления ребенка, режимом и питанием матери, дать надлежащий совет и ободрить мать; это нередко приводит к положительным результатам. Длительность каждого кормления зависит от количества молока, формы сосков, силы и активности сосания ребенка. Кормление может продолжаться от 15 до 25 минут, пока ребенок активно сосет и глотает; при вялом посасывании кормление следует прекратить.

При беспорядочном и слишком частом прикладывании ребенка к груди возникает опасность перекорма, особенно если у матери много молока. В некоторых случаях такое беспорядочное кормление приводит к резкому уменьшению молока в груди, потому что ребенок не успевает проголодаться. сосет вяло, вследствие чего молоко в груди застаивается и молокообразование уменьшается. Напротив, если соблюдать все правила кормления, то обычно молоко вырабатывается в достаточном количестве.

Каждая мать должна и может кормить своего ребенка. Лишь в редких случаях приходится отказываться от материнского вскармливания, например, при тяжелом заболевании матери, когда это может повредить ее здоровью или здоровью ребенка (тяжелый туберкулез, декомпенсированный порок сердца, психические заболевания), а также в случаях заразных заболеваний матери (тиф, скарлатина, дифтерия), когда имеется опасность заражения ребенка.

Если по состоянию здоровья мать вынуждена перестать кормить ребенка грудью, то делать это нужно не сразу, а сначала его следует перевести на смешанное вскармливание. При этом вскармливании ребенок, наряду с другой пищей, все же получает и грудное молоко, что для него менее опасно, чем перевод его сразу на искусственное вскармливание.

Питание и образ жизни кормящей матери

Кормящая мать должна питаться в соответствии со своим желанием, употребляя в пищу разнообразные продукты, чтобы поддерживать активный аппетит.

Существует много нелепых предрассудков, касающихся питания женщин во врёмя кормления грудью. Например, существует мнение, что кормящей матери нельзя есть свежие овощи и фрукты, так как из-за этого будто бы у ребенка возникает понос. Это ни на чем не основанный и вредный предрассудок. Кормящая мать должна обязательно есть свежие овощи, фрукты и ягоды, так как в них содержится много витаминов. Ребенок же получает витамины, необходимые для его развития, только с молоком матери-

Острые приправы (горчицу, уксус, перец, лук, чеснок) следует употреблять в ограниченном количестве.

Теряя с молоком в течение суток около 1 л жидкости, кормящая мать, естественно, испытывает повышенную жажду. Поэтому она может употреблять жидкость в неограниченном количестве, т. е. столько, сколько ей требуется. Она может есть суп, пить молоко, чай, воду столько, сколько ей хочется, однако не принуждая себя. Молоко в количестве 3—4 стаканов очень полезно для кормящей, но чрезмерное употребление молока, особенно если женщина пьет его неохотно, портит аппетит и может вызвать рвоту.

Питание пресной, однообразной пищей без приправы вызывает у женщины отвращение к еде.

Абсолютно запрещается кормящей матери употребление спиртных напитков, в том числе и пива. Алкоголь переходит в молоко и является для ребенка сильным ядом, отчего дети растут хилыми, болезненными, умственно отсталыми.

Не только диета, но и весь образ жизни кормящей матери не должны сильно изменяться во время кормления, занятие привычной работой полезно женщине, однако ни в коем случае не следует переутомляться. В этом отношении имеет огромное значение отпуск, которым по нашим законам пользуется женщина до и после родов. Непременным условием режима кормящей матери является ежедневная прогулка в течение ½ — 2 часов, а также достаточный сон. Все это способствует спокойному, хорошему настроению и непосредственно отражается на кормлении.

В борьбе с предрассудками и за правильный режим большая роль принадлежит сестре. Общаясь с матерью во время пребывания ребенка в детском учреждении (в яслях, консультации) или при патронажных посещениях на дому, сестра многое может разъяснить ей, особенно если она сумела ее расположить к себе и завоевать авторитет. Общение с матерью сестра должна использовать и для обучения ее гигиеническим навыкам при кромлении ребенка грудью; ежедневному обмыванию до пояса, достаточно частой перемене белья, короткой стрижке ногтей, тщательному мытью рук перед каждым кормлением ребенка. Большое воспитательное значение для матери имеет порядок и чистота в яслях или больнице, чистый халат и косынка, которые она получает, приходя для кормления. Немалое значение имеет при этом и опрятный вид сестры, которая должна подавать во всем личный пример.

Введение овощного прикорма нередко встречает затруднения, так как ребенок, получивший впервые несладкую пишу, ест ее неохотно. В таких случаях нужно проявить настойчивость, используя какую-нибудь комбинацию с молоком или киселем, и приучить все же ребенка к овощам. Сестра должна разъяснить матери пользу и необходимость овощей в питании ребенка, так как они являются основным источником минеральных солей и витаминов.

Такое смешанное вскармливание продолжается до момента отлучения от груди, т. е. до 10—12 месяцев, в зависимости от здоровья ребенка, состояния матери, количества молока у «ее и времени года.

В момент отлучения от груди утреннее кормление грудью можно заменить стаканом молока с сахаром (2 чайных ложки на стакан) и сухарем или печеньем, размоченным в молоке; вместо последнего грудного кормления можно дать стакан молочного киселя, стакан кефира или стакан простокваши с сахаром. В 10—11 месяцев ребенку надо давать мясо в виде пюре вареное мясо, провернутое через мясорубку); дают его 1—2 чайных ложки вместе с овощным пюре или супом.

После 6 месяцев ребенку можно давать творог от 20 до 50 г или половину сырого яичного желтка, растертого добела или круто сваренного и растертого.

Так ребенка постепенно отнимают от груди, и к году он приучается к другой разнообразной пище. Если придерживаться указанной схемы, отлучение проходит безболезненно и для матери, и для ребенка. Ни в коем случае не следует отнимать ребенка от груди в жаркое время года, даже если ему в это время исполнился год. Для того чтобы грудное молоко не исчезало, в течение всего лета надо прикладывать ребенка к груди два раза в сутки.

Смешанное вскармливание

Бывают случаи, когда ребенка уже в первые месяцы жизни приходится докармливать коровьим молоком. Такое вскармливание называется смешанным. К нему прибегают, когда у матери недостаточно молока и ребенок плохо прибывает в весе.

Но и в таких случаях сначала надо попытаться увеличить количество молока в груди у матери. Для этого мать должна чаще (через 2 — 2½ часа) прикладывать ребенка к груди, так как сосание и частое опорожнение груди усиливают работу грудной железы. Матери дают указания, как ей нужно питаться, какой образ жизни вести. Иногда такими мероприятиями удается добиться неплохих результатов. Если же и после этого кормление грудью не обеспечивает ребенку нормального развития, приходится давать ему докорм.

Недоедающий ребенок обычно беспокоен, плачет после кормления или становится беспокойным задолго до следующего кормления; он не выдерживает промежутков, начинает меньше мочиться и не прибавляет в весе. Такому ребенку, особенно если он моложе 3 месяцев, лучше всего давать сцеженное грудное молоко другой кормящей женщины, у которой имеются излишки его. Если же такой возможности нет, обязательно надо ввести докорм, в каком бы возрасте ни был ребенок.

Чтобы не допускать длительной остановки веса ребенка, в таких случаях одно грудное кормление заменяют разведенным коровьим молоком. Ребенку до 2—3 недель дают молоко, наполовину разбавленное рисовым отваром, с 5% сахара в количестве 70—90 г. На втором месяце можно давать 100—120 г смеси, содержащей ⅔ молока и ⅓ рисового отвара с 5% сахара (В-рис); ребенку 2—3 месяцев дают 150 г, а с 4 месяцев — 150—180 г этой же смеси. Между 5-м и 6-м месяцем надо ввести прикорм кашей. Во втором полугодии жизни вскармливание проводят обычно, как указано выше. Необходимо добиваться нормального нарастания веса у ребенка, но при этом следует дорожить каждой каплей материнского молока. Надо помнить, что каждая лишняя бутылочка докорма способствует уменьшению количества молока в груди у матери. Поэтому всякое изменение докорма следует вводить очень осторожно и только в случае действительной необходимости.

В яслях или больнице взвешивание ребенка до и после кормления дает возможность точно определить, сколько молока ребенок высосал из груди матери, и на основании этого установить количество необходимого докорма. Докорм можно давать небольшими количествами каждый раз после кормления грудью или взамен одного или двух кормлений. Если имеется опасность уменьшения молока в груди матери, лучше докармливать после грудного кормления в те часы, когда у матери меньше всего молока. В тех случаях, когда докорм дают как самостоятельное кормление, его следует чередовать с грудными и прикладывать ребенка не менее 3—4 раз к груди, так как при более редком кормлении создается угроза полного исчезновения молока у матери.

Бывают случаи временного уменьшения молока в груди у женщины в связи с менструацией, заболеванием, переутомлением и пр. В таких случаях не следует поспешно прибегать к докорму молоком. Надо успокоить мать, убедить ее выждать, а ребенка во избежание беспокойства поить кипяченой водой. В таких случаях нередко через некоторое время налаживается нормальное кормление.

Неумело проводимое смешанное вскармливание с применением больших количеств смеси во многих случаях приводит к необходимости перехода на искусственное кормление, которое доставляет немало затруднений и угрожает здоровью ребенка.

Прикорм и отлучение от груди

Если у матери достаточно молока и ребенок хорошо сосет, его следует до 5 месяцев кормить только грудью. После этого времени для правильного развития ребенка уже недостаточно одного грудного молока. Ему необходимо больше солей и белка, чем их содержится в грудном молоке, а поэтому необходимо ввести прикорм. Если введение прикорма приходится на самое жаркое время, то при хорошем нарастании веса ребенка прикорм следует отложить на 4—5 недель, до более прохладного времени, так как введение совершенно новой непривычной пищи в жару может быть причиной поноса; точно так же следует отложить начало прикорма, если ребенок чем-нибудь болен.

В качестве первого прикорма следует давать сначала жидкую (5 г крупы, 5 г сахара на 100 г жидкости) манную кашу на молоке, наполовину разбавленном водой. К каше следует приучать ребенка постепенно, давая 3—4 чайные ложки один раз в день перед кормлением грудью. При таком введении пищи пищеварительные органы ребенка успевают приспособиться к ней, и она не вызывает у него желудочно-кишечных расстройств. Постепенно порцию каши увеличивают и через две недели, доведя до 3/4 стакана, отменяют одно грудное кормление, заменяя его кашей. Для 6-месячного ребенка кашу уже можно варить на цельном молоке и погуще (10 г крупы на 100 г молока). Можно давать не только манную, но также протертую рисовую, овсяную, гречневую и сухарную кашу.

В начале 7-го месяца ребенку начинают давать картофельное пюре, понемногу, перед кормлением грудью, постепенно доводя количество пюре до 100 г (полстакана). В 7 месяцев отменяется еще одно кормление грудью и вместо него ребенок получает 100 г пюре и 100 г фруктового или ягодного киселя.

В 8—9 месяцев постепенно заменяют еще одно кормление грудью. В это кормление можно давать мясной или вегетарианский суп с овощами и полстакана фруктового киселя.

Таким образом, при смешанном кормлении ребенок в 8—9 месяцев получает:

Сцеживание женского молока и правила его хранения

В случаях отсутствия или недостатка молока в груди матери лучшей пищей для маленького ребенка является сцеженное грудное молоко другой женщины. Поэтому в каждом детском учреждении необходимо организовать сбор женского молока, для чего следует привлекать женщин, у которых имеются излишки молока, или женщин, закончивших кормление своего ребенка. Организация сбора женского молока является серьезнейшей задачей всего персонала детских учреждений, и в этом деле многое зависит от энергии и предприимчивости сестры. Постоянно общаясь с матерью, сестра должна раскрыть ей гуманную сторону этого вопроса, показать женщине ребенка, нуждающегося в ее молоке, продемонстрировать успешное нарастание веса у детей, вскармливаемых донорским молоком, и т.д.

Ни в коем случае не следует прикладывать ребенка к груди чужой ему женщины во избежание возможного обоюдного заражения.

Так как качество сцеженного молока у разных женщин не одинаково и не постоянно даже у одной и той же женщины в равных порциях, не следует прикреплять ребенка к постоянному донору. Получая молоко разных женщин, ребенок будет обеспечен молоком среднего качества.

Как показали наши исследования, длительность лактации не оказывает существенного влияния на качество молока, поэтому при назначении сцеженного молока можно не соблюдать соответствия между возрастом ребенка донора и ребенка, получающего молоко.

Сбор молока следует организовать как можно тщательнее. Необходимо для этой цели иметь выделенную часть комнаты или лучше отдельную комнату. Сцеживают молоко тщательно вымытыми руками в стерильную бутылочку, затем бутылочку закрывают стерильной ватой и стерилизуют в течение 3—5 минут. Такая короткая стерилизация достигает цели лишь при соблюдении тщательной чистоты при сборе молока. Загрязненное молоко нуждается в длительной стерилизации в течение 25—30 минут, что лишит молоко его питательной ценности и сделает его непригодным для кормления грудного ребенка.

Для сохранения питательных качеств снеженного грудного молока его необходимо хранить в холодном и темном месте. Желательно использование молока в течение 8 часов после его получения, так как более длительное хранение также ухудшает качество сцеженного молока.

Искусственное вскармливание

Если у ребенка нет матери или если мать почему-либо не может кормить грудью (эти случаи бывают нечасто), а донорского молока нет, приходится вскармливать ребенка исключительно молочными смесями. Вскармливание без женского молока называется искусственным.

В настоящее время достигнуты большие успехи при применении искусственного вскармливания: удалось добиться хорошего нарастания веса у детей, вскармливаемых искусственно, и значительно снизить смертность. Однако и теперь заболеваемость и смертность среди них значительно выше, чем среди детей, питающихся грудным молоком. К искусственному вскармливанию следует прибегать лишь в крайних случаях. Для этой цели чаще всего пользуются коровьим молоком, из которого приготовляют различные молочные смеси.

В пищу ребенка следует употреблять только свежее молоко. Надо строго следить за тем, чтобы в него не подбавляли каких-либо посторонних веществ (мел, сода, вода и пр.). Однако и при соблюдении всех этих правил коровье молоко никогда нельзя давать ребенку некипяченым. Кипяченое молоко ребенок легче переваривает, и, кроме того, при кипячении погибают попавшие в молоко микробы. Для сохранения питательности и витаминов молоко нужно кипятить не дольше 3 минут с момента закипания. Не следует также кипятить его повторно. Кипяченое молоко хранят в закрытой посуде к холодном месте, а перед употреблением только разогретым до нужной температуры.

Распространенное мнение о том, что ребенка лучше кормить молоком одной коровы, неверно. Качество молока у разных коров не одинаково — у одних оно лучше, у других хуже. Смешанное молоко будет иметь смешанное хорошее качество.

Содержание витаминов в молоке животного зависит от сезона, от качества корма. Летом, при наличии зеленого корма, молоко коров богаче витаминами, а зимой, при сухом корме, — значительно беднее.

Ребенка моложе 6 месяцев обычно приходится вскармливать разбавленным коровьим молоком с добавлением к нему сахара. Делают это для того, чтобы состав коровьего молока приблизить к составу женского. Для разведения молока пользуются чаще -всего не водой, а отварами: рисовым, овсяным, ячменным или перловым.

Приготовление отвара

Чтобы приготовить 1 л отвара, следует взять 50—60 г крупы и 4 г соли. Крупу надо перебрать, тщательно промыть, залить литром холодной воды и варить на малом огне; рис, перловую и ячневую крупу варят от 40 минут до 2 часов, овсяную —30 минут; затем кладут соль, процеживают отвар через сито, доливают до 1 л кипяченой водой взамен выкипевшей, еще один раз кипятят и охлаждают. Отвары следует готовить к моменту приготовления смесей, а не накануне.

Молочные смеси

Для приготовления смеси берут одну часть сырого молока и одну часть отвара (например, полстакана молока и полстакана отвара) и добавляют две чайные ложки сахара. Для более старших детей готовят смеси, содержащие две части молока и одну часть отвара (например, ⅔ стакана молока и ⅓ отвара), сахар добавляют в прежнем количестве. Приготовленные таким образом смеси разливают в чистые бутылочки, причем в каждую бутылочку наливают столько, сколько необходимо ребенку на одно кормление. Таким образом, количество приготовленных бутылочек должно соответствовать числу кормлений ребенка. Бутылочки закрывают чистой ватой и ставят в кастрюлю с водой. Уровень воды в кастрюле должен быть выше уровня молока в бутылочках. Через 5 минут после закипания воды молоко считается стерилизованным. Сохранять бутылочки следует в холодном месте.

Правила искусственного вскармливания

Количество необходимой ребенку пищи надо определять по весу ребенка. В первые два месяца жизни ребенка количество пищи в сутки должно составлять 1/6 его веса, от 2 до 4 месяцев — 1/7 веса. Во втором полугодии жизни ребенка количество пищи должно быть равно 1/8 части его веса, но не превышать 1 кг. Увеличения питательности пищи в этом возрасте достигают путем изменения ее: ребенку дают кашу, пюре, кисель и др. Количество кормлений в сутки остается таким же, как и при естественном вскармливании: до 3 месяцев — 7 кормлений, от 3 до 5 месяцев — 6, с 5 месяцев до 1 года — 5 кормлений в сутки.

Таким образом, при каждом кормлении ребенок получает: на первом месяце жизни — 80—90 г молочной смеси, на втором— 100—120 г, на третьем и четвертом;—130—150 г, на пятом и шестом месяце—-180—200 г.

Новорожденному ребенку дают смеси, наполовину разбавленные отварами; с 3—4 недель его следует кормить смесью, содержащей уже 2/з молока, с 4—5 месяца можно давать неразбавленное цельное молоко с добавкой сахара. Широко применяют при искусственном вскармливании кефир и смеси из кефира с добавлением сахара. В некоторых случаях по назначению врача для вскармливания детей-искусственников применяются более питательные мучнисто-масляные смеси (Черни, Моро).

Густой прикорм (каша, пюре) при искусственном вскармливании приходится вводить раньше, чем при естественном. Уже с 4 месяцев можно давать ребенку жидкую манную кашу на молоке, наполовину разбавленном водой. В дальнейшем сохраняют тот же порядок прикорма, что и при естественном вскармливании. Всякую новую пищу вводят в рацион очень осторожно, постепенно приучая к ней ребенка.

При искусственном вскармливании надо чрезвычайно строго соблюдать чистоту при приготовлении и хранении пищи. С нечистой посуды, соски, рук могут попасть в организм ребенка микробы, вызывающие кишечные и другие заболевания. Это особенно опасно для детей, находящихся на искусственном вскармливании, так как они легко заболевают и особенно тяжело переносят болезни.

При кормлении на бутылочку надевают прокипяченную соску с небольшой дырочкой. Чтобы дырочка не была слишком велика, ее прокалывают раскаленной иглой. Молоко перед кормлением надо подогреть. Для этого бутылочку ставят в кастрюлю с теплой водой. Прежде чем кормить, следует попробовать, не скисло ли молоко, не слишком ли оно горячее. Пробуют молоко с ложки, а не прямо с бутылочки.

Все изменения в диете грудного ребенка проводит врач. Сестра ни в коем случае не должна самовольно заменять одну молочную смесь другой, увеличивать или уменьшать порцию или число кормлений. Она лишь обязана проверять качество смесей и температуру подогрева, следить за правильным хранением смесей в холодном месте. Для кормлений необходимо употреблять стерилизованную соску, отдельную для каждого ребенка. Дырочка в соске должна быть невелика для того, чтобы удлинить процесс сосания. Выделение желудочного сока начинается уже во время акта сосания, так как со слизистой оболочки рта поступает рефлекс, вызывающий через центральную нервную систему работу желудочных Желез. Это обстоятельство нужно иметь в виду и при кормлении ребенка с ложечки, чтобы ни в коем случае не проводить кормление слишком поспешно.

После кормления остатки молока нужно сейчас же вылить, а бутылочку промыть и наполнить содовой водой или замочить в чистой посуде с содовым раствором, чтобы легче было отмыть ее впоследствии. Соску после кормления необходимо тщательно промыть, затем прокипятить и держать сухой в стеклянной или фарфоровой посуде, прикрытой крышкой.

Как давать соки и рыбий жир

Каждый ребенок, даже если его вскармливает мать своей грудью, с 4—6 недель должен получать витамин D в количестве 1 500—2 000 единиц, а с 8-недельного возраста — рыбий жир. Рыбий жир содержит витамины А и D, предупреждающие развитие рахита и способствующие укреплению здоровья детей. Сначала следует давать половину чайной ложки рыбьего жира 1 раз в день; через неделю — 2 раза в день по половине чайной ложки, с 3 месяцев —2 раза в день по чайной ложке.

Фруктово-ягодные и овощные соки следует давать детям, кормящимся грудью матери, начиная с 4—5-месячного возраста, а детям, находящимся на искусственном вскармливании, — с 2—3-месячного возраста. Сначала дают 1—2 чайных ложки сока в день, но постепенно детям моложе 6 месяцев количество сока доводят до 2 столовых ложек. Старшим де- детям можно давать 2 раза в день по 2 столовых ложки сока.

Основные принципы вскармливания грудного ребенка

1. Грудной ребенок должен получать питание, полностью покрывающее его многообразные потребности в пище и хорошо приспособленное к ограниченной функции его пищеварительного тракта. Это требование особенно важно учитывать при назначении ребенку искусственных смесей для докорма или самостоятельного вскармливания.

2. Необходимо непрерывно вести наблюдение за развитием ребенка, нарастанием его веса и состоянием здоровья. Эти данные являются контролем правильности вскармливания, которое нередко требует отклонений от указанных схем в связи с индивидуальными особенностями ребенка.

3. Назначать новые виды пищи необходимо осторожно, начиная с малых ее количеств, давая возможность пищеварительному тракту ребенка приспособиться к ней.

4. При смешанном и искусственном вскармливании в первом полугодии жизни ребенка качественные и количественные изменения в его диете следует производить под контролем веса только в случае недостаточного его нарастания. При этом не следует, конечно, проявлять чрезмерной торопливости. Основанием для пересмотра получаемого ребенком рациона является задержка его веса в течение 7—8 дней.

5. Никогда не следует вводить одновременно два новых вида пищи, а также не следует вводить новый прикорм во время острого лихорадочного заболевания или во время диспептических расстройств.

6. Большое внимание должно быть обращено на создание хорошего ухода, организацию воспитательной работы, пользование прогулками, борьбу с инфекциями. Плохая, негигиеническая обстановка понижает выносливость ребенка к пище и тем самым создает большое количество затруднений, отсутствующих при правильном уходе за ребенком.

Для успешного развития маленького ребенка имеет значение весь комплекс мероприятий, обусловливающих хорошо организованную среду.

Пользуясь табл. 4, легко подсчитать количество белка, жира, углеводов и калорий в получаемой ребенком пище.

КАК КОРМИТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕ ГОДА

К концу первого года жизни ребенка его полностью отнимают от груди. Здорового ребенка можно с этого времени перевести на 4 кормления в сутки, так как желудок его вмещает большее количество пищи и легче справляется с ее перевариванием. Ребенок может получать уже 300—400 г пищи в один прием. Чтобы он успел проголодаться и ел с аппетитом, его надо кормить реже, с большими промежутками. Лишь слабых детей с пониженным аппетитом можно кормить чаще.

Прорезывание молочных зубов заканчивается лишь к двум годам. Поэтому в течение второго года жизни ребенка ему дают пищу в измельченном и протертом виде, не требующем энергичного жевания: каши, пюре, паровые котлеты.

Однако по мере развития жевательного аппарата необходимо вводить более плотную пищу и приучать ребенка к жеванию, иначе в дальнейшем он будет отказываться от твердой пищи.

На третьем году жизни ребенка овощи и фрукты можно давать ему уже не в протертом виде, а мясо — в виде поджаренных котлет и нарезанное кусочками.

Выше уже было указано, какое большое значение для питания имеет работа пищеварительных желез. Полноценная пища может не быть использована организмом, если пищеварительные органы не готовы к ее обработке. Очень важно поэтому создать условия, благоприятствующие и усиливающие работу пищеварительных желез. В первую очередь сюда относятся мероприятия, способствующие созданию активного аппетита у ребенка.

Значение аппетита было хорошо продемонстрировано опытами И.П. Павлова на животных. Собаке незаметно для нее через фистулу вкладывается в желудок хлеб и свернутый яичный белок. При таких условиях пища может оставаться в желудке продолжительное время и при этом не выделяется ни одной капли желудочного сока. Мясо, заложенное в желудок тем же способом, вызывает запоздалое и скудное сокоотделение. Напротив, если пища попадает животному в рот и подвергается жеванию, то в желудке происходит энергичное сокоотделение, даже если пища не попадает в желудок (у эзофаготомированных животных).

По мере того как происходит переваривание и всасывание пищи, из крови начинают поступать химические вещества, которые поддерживают дальнейшее сокоотделение. Таким образом, в первой фазе пищеварения большую роль, как мы видим, играет нервная система — психический фактор.

К этому времени у ребенка довольно хорошо развит вкус, появляются любимые и нелюбимые кушанья, поэтому необходимо, чтобы пища была вкусно приготовлена и хорошо подана. Ребенок должен есть с удовольствием, а не по приказу. Во время еды не следует развлекать ребенка, необходимо убрать игрушки, чтобы ничто не отвлекало ребенка от еды. Если ребенок развлекается во время еды и ест незаметно для самого себя, то «аппетитного, запального сока нет или очень мало. Отделительная деятельность разгорается медленно, пища остается в пищеварительном канале гораздо дольше, чем следует» (И.П. Павлов).

На втором и третьем году жизни детям следует давать 2½ —3 стакана молока в сутки, зато ребенок чаще получает мясо, рыбу, творог, яйца. Мясо надо давать 4—5 раз в неделю, яйца тоже не ежедневно. Не следует перегружать ребенка большим количеством жидкости. Суп дают один раз в день в обед. Отвар мяса и овощей обладает сокогонным действием, поэтому супы даются в качестве первого блюда. Если ребенок хочет пить, особенно во время жары, ему дают кипяченую воду. Молоко не должно служить для утоления жажды, оно составляет часть еды.

В течение дня пищу надо распределять так, чтобы с сытная еда приходилась на обед, самая легкая — на полдник. В промежутках между приемами пищи ни в коем случае не следует давать сладости или печенье. Кормление ребенка в неурочное время «кусочками» и сладостями лишь снижает аппетит, вызывая торможение пищевого центра, и нарушает правильное питание.

В пищу ребенка постоянно должно входить много овощей и фруктов. Часть их следует давать в сыром виде; маленьким детям — в виде соков или пюре, старшим — непротертыми (вареные или сырые).

Не надо давать детям острых и возбуждающих веществ— горчицы, перца, уксуса, крепкого чая и настоящего кофе. Особенно вреден для детского организма алкоголь. Ни в коем случае не следует давать ребенку даже пробовать вино или пиво.

Научными исследованиями установлено, какое количество различных питательных веществ необходимо детям разного возраста. На основании этого выработаны так называемые «нормы питания».

В табл. 5 приведен примерный суточный набор продуктов, который может быть рекомендован для детей в возрасте от 1 года до 3 лет. При этом ребенок будет получать 3—3,5 г белка, примерно то же количество жира и 13—15 г углеводов, что составляет 90—100 калорий на 1 кг веса ребенка.

Хлеб, крупу, овощи, сахар, масло и молоко ребенок должен получать ежедневно; мясо, сыр, творог и муку дают не каждый день. При составлении на неделю дневного меню следует стремиться к тому, чтобы потребные ребенку белки, жиры и углеводы распределялись более или менее равномерно.

В питании ребенка важен не только набор продуктов, но и правильная обработка их, по возможности полностью сохраняющая питательность пищи. Так, например, молоко не следует подвергать длительному или повторному кипячению. Для приготовления каши или молочных супов к отваренной в воде крупе или овощам добавляют горячее, но не кипевшее молоко, а затем дают вскипеть 1 раз. Овощи следует мыть после очистки целиком, потом резать или шинковать и уже больше не мыть. Варить их следует в небольшом количестве аоды под крышкой. Воду, в которой варились овощи, следует использовать для пюре или для супа. В овощные супы следует добавлять свежие сырые овощные соки, в кисель и компот — свежеотжатые фруктовые или ягодные соки.

Мясо и рыбу после очистки следует обмывать большим куском, а потом разделывать на порции и т. д.

Благодаря работам И.П. Павлова и его сотрудников нам стали понятны многие сложные процессы, связанные с пищеварением. Результаты их работ дали возможность обосновать гигиенические правила питания, имеющие огромное значение для сохранения здоровья детей.

Яндекс.Метрика

© Баранов А.А.

© Мусатова Л.М.

© Щукин Ю.К.

Тулиновка - вчера, сегодня, завтра. - Тамбов: ООО "Юлис", 2003.

Создать бесплатный сайт с uCoz