Пользовательский поиск

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ И ПСИХИКИ

Наряду с правильным физическим развитием, у здорового ребенка должна своевременно в соответствии с возрастом развиваться высшая нервная деятельность. Разумеется, время появления различных движений у разных детей неодинаково. Оно зависит в первую очередь от развития центральной нервной системы детей, от их физического развития, режима и воздействия окружающей среды. Однако все же наблюдения за развитием нормальных детей свидетельствуют об определенной возрастной закономерности появления этих умений. Значительное отставание в развитии движений и общая заторможенность психического развития в большинстве случаев бывают следствием отрицательных воздействий окружающей среды, вызывающих задержку в развитии нервной и мышечной системы у ребенка.

Новорожденный ребенок не в состоянии делать произвольные движения, он совершенно беспомощен, не держит голову, беспорядочно двигает руками и ногами, не в состоянии менять положение своего тела. У ребенка в это время отсутствует координация движения глаз, часто наблюдается так называемое «физиологическое» косоглазие. Уже в возрасте 1—l½  месяцев это косоглазие обычно исчезает, ребенок начинает фиксировать глазами крупные, яркие предметы, подносит ко рту кулачок и удерживает его некоторое время в таком положении, появляется улыбка.

По мере развития центральной нервной системы и мускулатуры ребенок с 5—6 недель начинает держать голову, а к 2 месяцам держит ее уже хорошо и, лежа на животе, может поднимать ее; в положении на спине следит глазами за передвигающимся предметом и поворачивает за ним голову. В это время ребенок начинает реагировать на торможение, улыбку и разговор — оживленно двигается, улыбается. На 3-м месяце начинает поворачивать голову на звук; лежа на животе и опираясь на локти, поднимает голову и верхнюю часть туловища, поворачивается со спины на бок, открывает рот при приближении груди или бутылочки; движения рук становятся более плавными и целесообразными, ребенок тянет предметы в рот, громко смеется.

В 4 месяца ребенок сидит с поддержкой; лежа на животе, свободно приподнимается, опираясь на ладони; поворачивается со спины на живот; хватает и удерживает предметы; появляются хорошо выраженные эмоциональные реакции, выражающие удовольствие и неудовольствие; появляются гортанные звуки.

На 5-м месяце ребенок хорошо сидит, держась за что-нибудь, с поддержкой стоит прямо, не подгибая ног; хорошо узнает мать; уверенно хватает предметы, берет их в рот. На 6-м месяце подолгу удерживает предметы в руках; переворачивается с живота на спину; пытается ползать на четвереньках; переступает ногами при поддержке; размахивает игрушкой. В 6—7 месяцев самостоятельно сидит, начинает выговаривать первые слоги «ба», «ма». В 7 месяцев ребенок сам тянет в рот бутылочку, поднимается на колени, цепляясь за барьер. Сознательно тянется к матери и близким, произносит повторно слоги «ба-ба, ма-ма» и т.д.

С 8 месяцев ребенок самостоятельно садится, встает и стоит, держась; отыскивает глазами называемый предмет. В 9 месяцев хорошо ползает, начинает ходить за каталкой, в манеже и при поддержке за руки; берет пальцами мелкие предметы. В 10 месяцев недолго стоит без опоры, встает без поддержки, хорошо ходит за каталкой или стулом, крепко держит игрушки; произносит первые простые слова, называет постоянным односложным обозначением предметы, например, «ав» — собака, «му» — корова; различает ласковый и сердитый тон и соответственно реагирует на него.

Движения развиваются и совершенствуются у ребенка под влиянием упражнений, которые, однако, должны сообразоваться с физиологическими особенностями детского организма. Если у ребенка тесная кровать, если он постоянно лежит с завернутыми руками и ногами, если им вообще мало занимаются, то в результате происходит значительная задержка его физического и психомоторного развития. Не следует слишком рано заставлять ребенка сидеть или становиться на ноги, но уже с первых недель жизни ему необходимо предоставлять все возможности для движения. Во время бодрствования ребенок должен быть одет так, чтобы руки и ноги его были свободны. Когда у него появляются первые попытки вставать, нужно позаботиться о том, чтобы перильца у кровати или в манеже были нужной высоты и удобны для захватывания руками.

В 11—12 месяцев многие дети начинают ходить самостоятельно, хотя еще и не вполне уверенно; ребенок нагибается, поднимает предметы. В начале второго года выполняет простые поручения: «подними игрушку», «закрой дверь» и пр., различает части тела, приучается к опрятности. К полутора годам движения становятся более уверенными, ловкими; ребенок начинает бегать, взбираться на ступеньки, интересуется обществом детей, начинает говорить фразами в два-три слова.

В возрасте 2—3 лет ребенок запоминает небольшие стихотворения, узнает предметы на картинках, интересуется окружающим, задает много вопросов; в это время начинают проявляться некоторые черты его будущего характера.

Конечно, все эти показатели возрастного психомоторного развития представляют собой лишь схему, ориентируясь на которую обслуживающий персонал в детских коллективах может способствовать, правильному развитию детей. Как показывает опыт работы лучших детских учреждений, отставание детей в развитии статики и моторики, запаздывание в развитии речи, недостаток эмоций являются результатом неправильной организации окружающей их внешней среды и режима.

Когда ребенок начинает пытаться ходить, ему надо дать стул или каталку. Мышечная тренировка способствует лучшему развитию и других систем организма, например, нервной и костной.

По мере развития двигательных умений ребенок все больше познает окружающий его мир, у него увеличивается количество впечатлений и это способствует развитию его психики и речи, у животных окружающая действительность сигнализируется их органами чувств. Это — первая сигнальная система. У человека сверх этих сигналов развилось слово — вторая сигнальная система, И. П. Павлов называет речь — слово сигналом сигналов.

Первоначально у ребенка появляется понимание речи, затем начинается ее формирование.

Развитие речи у ребенка приводит к большему знакомству с окружающей действительностью и способствует развитию центральной нервной системы. Центральная нервная система оказывает влияние на внутренние органы и обмен веществ.

Велика роль сестры в создании радостного настроения у ребенка. Ребенок охотно откликается на ласку и игру, входит в контакт, охотнее ест, у него лучше усваивается съеденное — все это способствует нормальному его развитию. Напротив, однообразная обстановка и неправильный режим тормозят развитие ребенка.

Яндекс.Метрика

© Баранов А.А.

© Мусатова Л.М.

© Щукин Ю.К.

Тулиновка - вчера, сегодня, завтра. - Тамбов: ООО "Юлис", 2003.

Создать бесплатный сайт с uCoz