Пользовательский поиск

ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА

Великий физиолог И. П. Павлов доказал, что ведущую ль в развитии организма, в регуляции его функций, в приспосабливании его к условиям внешней среды играет центральная нервная система — кора больших полушарий мозга. В свою очередь развитие центральной нервной системы и всего оргазма в целом зависит от правильной организации окружаю- ребенка среды, т. е. питания, организации режима и воспитания.

Более высокая заболеваемость и смертность детей раннего возраста по сравнению с детьми более старшего возраста обусловлены еще недостаточно полным развитием их организма. Однако широкие оздоровительные мероприятия, проводимые лечебно-профилактическими детскими учреждениями — консультациями, молочными кухнями, донорскими пунктами венского молока, значительно снизили заболеваемость и смертность среди самых маленьких детей.

Опыт работы лучших детских учреждений показывает, что при правильном воспитании детей, проводимом с учетом их физиологических особенностей, при правильно организованном :ежиме и вскармливании можно добиться нормального физического и психического развития детей. Повышенная заболеваемость и смертность их в раннем возрасте являются результатом неблагоприятных условий внешней среды и плохого ухода.

Для установления правильного режима и нормальных условий воспитания детей в соответствии с возрастными особенностями их развития принята следующая группировка по периодам детства (конечно, это деление условно):

1) грудной период, охватывающий весь первый год жизни до конца кормления грудью; отдельно выделяют первые 2—3 недели — период новорожденности;

2) преддошкольный период — возраст от 1 года до 3—4 лет;

3) дошкольный период — от 3—4 до 7—8 лет;

4) школьный период — от 7—8 до 18 лет.

В периоде новорожденности (первые 2—3 недели) происходит приспосабливание ребенка к новым условиям жизни. У него появляется легочное дыхание, начинает функционировать пищеварительный тракт, устанавливается собственная теплорегуляция, отпадает пуповина и заживает пупочная ранка, запустевают и превращаются в связки пупочные сосуды.

У ребенка недоразвита центральная нервная система, особенно кора больших полушарий, имеются только врожденные безусловные рефлексы.

В этот период жизни ребенок требует тщательного ухода, предохранения его от охлаждения и обязательного грудного вскармливания.

Для грудного возраста характерны быстрые темпы роста и высокая потребность в пище при незаконченном развитии пищеварительных органов. Этими обстоятельствами объясняется частота желудочно-кишечных заболеваний у ребенка первого года жизни, что необходимо учитывать при организации его вскармливания.

Молоко матери при вскармливании грудью является наилучшей пищей для грудного ребенка, так как оно обеспечивает процессы роста и соответствует уровню развития его пищеварительных органов. В течение первого года жизни значительно продвигается развитие центральной нервной системы и органов чувств, ребенок начинает сидеть, ползать, к году ходить, появляются -зачатки речи. Организация внешней среды должна способствовать тренировке и развитию двигательных умений и психики ребенка.

В преддошкольном периоде процессы роста несколько замедляются, двигательные умения совершенствуются, формируется речь, ребенок приобретает гигиенические навыки, полностью переходит на самостоятельную еду. В этом периоде особенно необходимо соблюдение правильного режима во избежание переутомления и перевозбуждения нервной системы детей, очень подвижных и любознательных в возрасте 1—4 лет. Ребенок нуждается в эти годы в постоянном наблюдении; в нем воспитываются первые навыки поведения в коллективе.

В дошкольный период еще более замедляется рост ребенка. Ребенок теряет избыточную подкожно-жировую клетчатку, которая была у него в раннем возрасте, он как бы худеет. Организм в это время значительно укрепляется. Ребенок переходит на режим питания взрослых. Он более устойчив, заболеваемость и смертность детей этого возраста значительно уменьшаются. У ребенка развивается и крепнет мускулатура, значительно продвигается развитие скелета, однако формирование его еще не заканчивается. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Быстро развивается нервная система, растет любознательность. В этом возрасте уже проявляются способности, которые при умелом направлении хорошо развиваются. Ребенок, помимо правильного питания, гигиенического ухода, требует определенной обстановки, способствующей выработке ряда навыков; появляется усидчивость, более устойчивое внимание, первые трудовые навыки.

В школьном периоде продолжается и заканчивается развитие костного скелета, укрепляется мускулатура. Заканчивается смена молочных зубов постоянными. В периоде полового созревания рост ускоряется. Усиленно развивается нервная система.

В школьном периоде воспитывается сознательное отношение к труду, ответственность за свои поступки, чувство товарищества и общественного долга. К 18—20 годам организм оканчивает свое формирование.

Охрана здоровья подрастающего поколения в России является важнейшей государственной задачей и постоянной заботой Единой Росси и лично Владимира Путина.

Для каждой из указанных возрастных групп детей в России созданы соответствующие детские учреждения, организованные с учетом возрастных отличий ребёнка.

Правильное взвешивание имеет очень большое значение, так как заболевания ребенка, погрешности в его диете и дефекты ухода быстро отражаются на весовой кривой, которая свидетельствует о замедленном нарастании веса. Своевременное устранение причины, вызвавшей потерю или задержку веса, быстро дает положительные результаты.

РОСТ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Рост человека продолжается до 18—20 лет. Интенсивность процесса роста в течение этого периода различна и тем выше, чем моложе ребенок. Прибавка в весе и рост не всегда идут параллельно. Окружающая внешняя среда может оказывать благоприятное или, наоборот, неблагоприятное влияние на растущий организм ребенка. Полноценное питание, достаточное пользование свежим воздухом и солнечным светом, правильный режим и хорошая воспитательная работа обеспечивают правильное развитие ребенка; наоборот, неполноценное вскармливание и плохой гигиенический уход приводят к тому, что ребенок, родившийся здоровым, начинает отставать в росте и в весе, становится хилым и слабым.

К моменту появления ребенка на свет не все его органы и системы достигают полного развития. По сравнению со взрослым человеком в организме маленького ребенка имеется ряд особенностей как в отношении строения органов, так и в отношении их функций.

Знание анатомо-физиологических особенностей детского организма необходимо для правильной организации среды и режима, т. е. для успешного воспитания здорового ребенка.

Вес

В период внутриутробного развития происходит интенсивный рост плода. Чтобы вычислить приблизительную длину тела плода до V месяца включительно, число месяцев внутриутробного развития возводят в квадрат (умножают на самое себя); например, в III месяца длина тела равна 9 см, в V месяцев — 25 см. Начиная с VI лунного месяца, размеры плода определяют умножением числа месяцев беременности на 5; например, длина тела плода в VII месяцев равна 35 см, в IX месяцев — 45 см и т. д.

Вес плода особенно возрастает в последние два месяца внутриутробного развития, так как именно в это время происходит отложение подкожно-жирового слоя.

Вес нормального доношенного ребенка колеблется в довольно больших пределах — от 2 600 до 4 500 г, иногда и выше. Средний весь мальчиков — 3 100 — 3 400 г, девочек — 3 000 — 3 200 г. Величина первоначального веса и роста зависит от здоровья матери, ее питания, образа жизни и характера труда во время беременности. В России, где женщины в соответствии с государственными мероприятиями по охране материнства и младенчества пользуются отпуском до родов, вес новорожденных в среднем выше, чем .в капиталистических странах, где женщины вплоть до родов не освобождаются от работы.

Имеются наблюдения, что вес и рост детей в последующие беременности бывают больше, чем в первую. Возможно, имеет значение возраст и рост родителей, как матери, так и отца. Непрерывное увеличение веса плода, которое происходит в утробе матери, в первые дни после рождения прерывается; в течение первых 3—5 дней вес ребенка обычно убывает. Первоначальная потеря веса связана с недостаточным питанием ребенка, так как лактация у матери налаживается не сразу, а ребенок еще приспосабливается к новым внешним условиям. Кроме того, в первые дни жизни происходит большая отдача жидкости с поверхности тела ребенка, частично потеря веса происходит за счет выделения первородного кала и мочи.

Эта первоначальная потеря веса отмечается почти у всех детей и называется «физиологической», однако наблюдения показывают, что при достаточном кормлении и введении жидкости с первых суток в ряде случаев ее удается избежать. Убыль веса новорожденного не должна превышать 7—9% первоначального веса и обычно составляет 150—300 г за первые 3—4 дня. С 5-го дня жизни кривая веса начинает повышаться, и к 12—14-му дню жизни ребенок достигает своего первоначального веса. Нередко бывает, что первоначальная потеря веса выравнивается лишь к 3 неделям; в дальнейшем развитие ребенка может идти вполне нормально. Все же на такую длительную задержку в прибавлении веса необходимо своевременно обратить внимание, чтобы устранить вызывающие ее причины, особенно если потеря веса достигает больших размеров (свыше 10%) и продолжается больше 5 дней. Это может быть связано либо с заболеванием ребенка, либо с недоеданием (недостаточное количество молока у матери или же погрешности в технике кормления).

Вес ребенка после восстановления первоначального продолжает энергично нарастать, так что к 5—6 месяцам он удваивается, а к концу года утраивается. Особенно быстро ребенок прибавляет в весе в первые месяцы жизни — по 25—30 г в сутки, но постепенно энергия роста ослабевает и в течение последних месяцев первого года прибавка в весе у ребенка составляет лишь 10—15 г в сутки. Средняя прибавка в весе в первом полугодии равна 600 г, а во втором — 500 г в месяц. Исходя из этих величин и веса ребенка при рождении, легко можно определить, какой приблизительно вес должен быть у него на первом году жизни: ребенок, родившийся с весом 3 400 г, в 5 месяцев должен иметь вес 3 400 г + (600 г X 5) = 6 400 г, этот же ребенок в 11 месяцев должен иметь вес 3 400 г + (500 г * 10)=8 900 г. Средняя прибавка в весе за первый год жизни составляет 6 000 — 6 500 г. Разумеется, нарастание в весе далеко не всегда идет по указанной схеме. В значительной степени оно зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий его жизни. Так, дети с низким первоначальным весом и недоношенные при нормальном развитии удваивают свой вес в течение 3—4 месяцев, а утраивают — к 6 месяцам; дети, находящиеся на искусственном вскармливании, прибавляют в весе медленнее, чем дети, вскармливаемые грудью матери.

Прибавки в весе бывают несколько больше в конце лета и осенью и несколько меньше — в весенне-зимний период.

Нарастание веса у грудного ребенка идет главным образом за счет увеличения в организме воды и лишь приблизительно на треть — за счет белков, жиров и солей.

После года вес ребенка нарастает значительно медленнее. За второй год жизни ребенок прибавляет в весе всего 2,5—3 кг, что составляет 200—250 г в месяц, а в возрасте от 3 до 6 лет— 1,5—2 кг в год.

Таким образом, к 6—7 годам ребенок весит 20 кг, т. е. вдвое больше, чем годовалый ребенок. Вес 6—7-летнего ребенка удваивается к 13—14 годам.

Для контроля за нормальным развитием ребенка его необходимо регулярно и часто взвешивать. Ввиду того что за короткие промежутки времени изменения в весе могут быть незначительными, взвешивать ребенка следует на точных, так называемых детских весах, и всегда в одни и те же часы, лучше всего перед кормлением. Результаты взвешивания сестра заносит на специальный лист, причем для большей наглядности следует вычерчивать кривые веса.

Яндекс.Метрика

© Баранов А.А.

© Мусатова Л.М.

© Щукин Ю.К.

Тулиновка - вчера, сегодня, завтра. - Тамбов: ООО "Юлис", 2003.

Создать бесплатный сайт с uCoz