Пользовательский поиск

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

К моменту рождения ребенка центральная и периферическая нервная система еще не достигает полного развития. Спинной мозг в эмбриональном периоде начинает развиваться раньше и к моменту рождения ребенка является более законченным по своему строению. Это создает несколько большую функциональную зрелость его, благодаря чему осуществляются первоначальные рефлекторные движения ребенка. Развитие спинного мозга протекает довольно энергично: в течение всего периода роста вес спинного мозга увеличивается в 8 раз.

Вес головного мозга у ребенка относительно велик. Мозговая ткань богата водой, борозды слабо выражены, а некоторые отсутствуют. Специфическая нервная ткань мозга еще недоразвита, так же как кора и пирамидные пути. Не закончена миэлинизация нервных путей головного мозга. Приблизительно к 5 годам мозг ребенка по внешнему виду уже напоминает мозг взрослого, хотя его развитие еще не вполне закончено.

Основную форму деятельности центральной нервной системы составляют рефлексы. У новорожденного существуют только безусловные или врожденные рефлексы, например, сосательный (пищевой), оборонительный и др. Безусловные рефлексы осуществляются спинным мозгом и подкорковыми отделами мозга.

Условные рефлексы в отличие от безусловных не являются врожденными и вырабатываются в процессе индивидуальной жизни человека. Как показали исследования И. П. Павлова, эти рефлексы образуются постоянно, они возникают при определенных условиях и исчезают при нарушении этих условий. Таким образом, условные рефлексы отличаются от безусловных своим временным характером. Они существуют до тех пор, пока они необходимы организму. Условные рефлексы образуются в коре головного мозга, следовательно, они могут вырабатываться только тогда, когда она достаточно развита.

Раздражения (впечатления) из окружающего нас мира воспринимаются, как известно, посредством органов чувств. Таким образом, понятно, что для выработки условных рефлексов, кроме известной зрелости коры головного мозга, необходимо, чтобы органы чувств ребенка — его слух, зрение, обоняние, осязание, вкус—были также достаточно развиты. Изучение условных рефлексов у детей с самого раннего возраста дало возможность получить сведения о развитии и деятельности органов чувств, что чрезвычайно важно для целей воспитания.

Установлено, что на втором месяце ребенок различает звуки, также рано ребенок различает и вкус: сладкое, соленое, кислое и горькое. В это же время ребенок начинает различать некоторые запахи. На третьем и четвертом месяце жизни ребенок уже различает цвета и даже лица (узнает мать).

Появление первых условных рефлексов указывает, что кора больших полушарий достигла известного развития и начала функционировать. Необходимо при этом помнить, что условные рефлексы возникают у ребенка не только благодаря созреванию коры мозга, но и в результате действия на органы чувств всевозможных внешних раздражителей, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы внешняя среда содержала достаточное количество постепенно усложняющихся раздражителей (впечатлений). Если ребенок живет без впечатлений, если не создана обстановка, побуждающая его к развитию движений и речи, то он отстает в развитии, поздно начинает ходить, говорить и пр. Большое значение имеет также общение с другими детьми и своевременное общее физическое развитие.

Сестра должна оберегать покой ребенка во время сна, заботиться, чтобы не было крика других детей, чтобы взрослые не разговаривали слишком громко и не хлопали дверями; в палатах, где спят дети, не должно быть чрезмерно яркого света. При хорошем проветривании палаты сон бывает глубже и спокойнее.

Развитие центральной нервной системы должно происходить в пределах возрастных возможностей, чтобы не вызывать перевозбуждения и переутомления. С этой целью следует чередовать сон и бодрствование, подвижные игры и спокойные. Периоды бодрствования ребенка, первоначально очень короткие, постепенно удлиняются и с 6—8 недель намечается уже установившийся ритм сна и бодрствования. В течение первых 8 месяцев жизни ребенок нуждается в троекратном дневном сне, затем его можно укладывать 2 раза днем, а с 2 до 7 лет, кроме 10-часового ночного сна, ребенок должен спать еще днем 2—2½  часа.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Зрение. Движения глаз у новорожденных не координированы и поэтому у большинства из них отмечается косоглазие, которое исчезает к 3—4 неделям. В начале второго месяца ребенок начинает фиксировать глазами яркие, крупные предметы, а с двухмесячного возраста — следить глазами за передвигающимися предметами. Способность рассматривания предмета двумя глазами на близком расстоянии (аккомодация) появляется с 5 месяцев. С 6 месяцев дети начинают различать цвета, с 3 лет они уже правильно называют их.

Слезоотделение обычно начинается с двухмесячного возраста. Слезно-носовой канал широк, поэтому у детей легко возникают конъюнктивиты. Мигательные движения слабы и редки; защитный мигательный рефлекс на яркий свет существует уже с первых дней жизни.

Глаза следует оберегать от загрязнения пылью, от инфекций и от раздражения ярким светом. Игрушки нужно подвешивать прямо над грудью во избежание скашивания глаз, которое может перейти в стойкое косоглазие. Во время купанья лицо ребенка следует обмывать чистой водой из отдельной посуды.

Слух. Слух у новорожденных, по-видимому, понижен, однако громкие звуки они слышат с первых дней. Слух улучшается по мере рассасывания слизистой жидкости, находящейся в первое время в барабанной полости, и заполнения ее воздухом. Наружный слуховой проход узок и состоит из хрящевой и кожной части. Кожа наружного слухового прохода нежная и легко раздражается. Она имеет железки, выделяющие большое количество ушной серы, которая, скопляясь в проходе, защищает ухо от пыли. Евстахиева труба короткая и широкая, поэтому она способствует проникновению инфекций из носоглотки в ухо.

Координация между слухом и зрением устанавливается довольно рано. Уже с 2 месяцев ребенок начинает поворачивать головку или глаза в сторону звука.

Ежедневно во время утреннего туалета ушные раковины следует обмывать. Ушной проход не нуждается в специальной чистке; особенно опасно пользоваться для этой цели твердыми предметами: спичками, шпильками и т. п. Избыток серы скопляется у наружного края слухового прохода и отсюда ее легко можно удалить ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом.

Вкус. Чувство вкуса развито довольно хорошо даже у новорожденных: они охотно сосут сладкое и, наоборот, на кислое и горькое реагируют неудовольствием, отказом от сосания.

Обоняние. У новорожденного обоняние, по-видимому, развито слабее, чем вкус, тем не менее дети первых месяцев жизни все же определенно реагируют на запах.

Осязание. Чувство осязания имеется уже у самых маленьких детей, причем особенно чувствительны ладони, подошвы и лицо. Прикосновение- к губам вызывает сосательные движения.

Кожная чувствительность на температуру у детей развита хорошо, так же как и болевая чувствительность, но в первое время она несколько понижена.

Органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание являются проводниками раздражений внешней среды к центральной нервной системе; их нормальная функция зависит от своевременного развития деятельности коры больших полушарий.

Яндекс.Метрика

© Баранов А.А.

© Мусатова Л.М.

© Щукин Ю.К.

Тулиновка - вчера, сегодня, завтра. - Тамбов: ООО "Юлис", 2003.

Создать бесплатный сайт с uCoz