ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ Органы дыхания у малолетнего ребенка весьма отличаются от органов дыхания взрослого. К моменту появления ребенка на свет его дыхательная система еще не достигает полного развития. Полости носа его недоразвиты, носовые ходы узкие. Глотка, гортань, трахея и бронхи также отличаются относительной узостью просветов. Выстилающая их слизистая оболочка нежна, отличается легкой ранимостью, богата кровеносными и лимфатическими сосудами, что создает благоприятные условия для развития воспалительной реакции и набухания. В норме дыхание происходит через нос, ртом дышать ребенок не умеет; возникший у ребенка насморк, вызывая набухание слизистой, еще больше суживает просвет носа и затрудняет дыхание, вследствие чего ребенок отказывается от груди или соски. Нередко при насморке приходится наблюдать значительное беспокойство и потерю веса у ребенка. Евстахиева труба, через которую носоглотка сообщается с барабанной полостью уха, сравнительно коротка, широка и направлена более горизонтально. Это благоприятствует заносу инфекции из носоглотки в полость среднего уха, чем и объясняется частота заболеваний среднего уха при инфекционных поражениях верхних дыхательных путей у детей. Щель между голосовыми связками гортани у ребенка узка и коротка, слизистая нежна, богата сосудами и лимфоидной тканью. Этими особенностями гортани объясняется сравнительная частота возникновения сужения голосовой щели (стеноз) даже при сравнительно умеренных воспалительных явлениях, что приводит к затрудненному дыханию. Признаками поражения голосовых связок является сиплый голос, лающий, грубый кашель, громкое хриплое или свистящее затрудненное дыхание, раздувание крыльев носа. Такое состояние должно сразу же привлечь к себе внимание сестры, которая обязана в этом случае срочно обратиться за помощью к врачу. Полость грудной клетки у ребенка относительно мала (вследствие горизонтального направления ребер) и не способна сильно расширяться при вдохе, а это препятствует расширению легких. Кроме того, возможность расширения легких ограничена отсутствием плевральной полости, которая у маленького ребенка очень узка, почти щелеобразна, и легкие, таким образом, почти полностью заполняют грудную клетку. Подвижность грудной клетки ограничивается еще слабостью дыхательной мускулатуры, вследствие ее недоразвитости. Легкие расширяются главным образом в сторону податливой диафрагмы, так что у маленьких детей до начала ходьбы существует диафрагмальный тип дыхания; с возрастом дыхательная экскурсия грудной клетки увеличивается, появляется грудной или грудобрюшный тип дыхания. Возрастные анатомические особенности грудной клетки обусловливают некоторые физиологические особенности дыхания детей в различные периоды детства. После первого вдоха новорожденного правильное и довольно равномерное дыхание устанавливается уже через несколько часов, изредка — через несколько дней. Количество дыханий у новорожденных — до 40—60 в минуту, в 6 месяцев — 35—40, в 12 месяцев — 30—35, в 5—6 лет:—25, в 15 лет — 20, у взрослого человека — 16 в минуту. Маленький ребенок дышит учащенно и поверхностно; с возрастом, по мере развития легких, грудной клетки и укрепления дыхательной мускулатуры дыхание становится глубже и реже. К 7—12 годам характер дыхания, строение органов дыхания и грудной клетки почти не отличаются от таковых у взрослого. Заболевания дыхательных путей наблюдается особенно часто у детей раннего возраста, для которых воспаление легких является одной из наиболее частых причин смерти. Это полностью зависит от внешней среды и образа жизни ребенка. От условий, в которых растет ребенок, зависит развитие его грудной клетки, легких и дыхательных мышц. При неправильном вскармливании, а также при искусственном вскармливании, отсутствии минеральных солей и витаминов у ребенка развивается рахит. При недостаточном пользовании свежим воздухом и солнечным светом рахит протекает тяжело, вызывает деформации грудной клетки, развитие малокровия, общую слабость и слабость легких. Если ребенок живет в душной комнате, где курят, готовят пищу, стирают и сушат белье, то грудная клетка и легкие развиваются неправильно. Большое значение имеет создание условий, стимулирующих движения у детей. Движения способствуют углублению дыхания, развитию дыхательной мускулатуры, расширению грудной клетки и усиленному развитию легких. Особенно полезны подвижные игры на воздухе. Для укрепления здоровья ребенка и хорошего развития органов дыхания, для профилактики заболевания дыхательных путей необходимо тщательное проветривание помещения, где живет ребенок, достаточное количество движений и, самое главное, продолжительные прогулки на чистом воздухе. |
ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ Вес сердца у детей раннего возраста по отношению к весу тела почти в полтора раза больше, чем у взрослого. В течение первого года жизни сердце растет быстро и вес его к 8—12 месяцам удваивается. После этого периода интенсивность роста сердца снижается и усиление его роста наблюдается снова уже в период полового созревания. В первое время после рождения толщина стенки правой и левой половины сердца почти одинакова. В дальнейшем толщина левой стенки начинает быстро увеличиваться, в то время как стенка правого сердца долго не изменяется; это связано с тем, что левое сердце проталкивает кровь по большому кругу кровообращения, снабжающему кровью весь организм, и эта усиленная работа вызывает утолщение мышцы левого желудочка. Правый желудочек, прогоняющий кровь по малому кругу кровообращения, производит гораздо меньшую работу. К 3-му месяцу жизни мышечная стенка левого желудочка уже почти в 3 раза толще стенки правого желудочка. Объем сердца с рождения до половой зрелости увеличивается почти в 12 раз. В течение первого года жизни, пока ребенок занимает главным образом горизонтальное положение, сердце у него в связи с высоким стоянием диафрагмы расположено несколько выше, чем у взрослого. Артериальные сосуды относительно шире, чем у взрослых, вены почти такой же ширины, как артерии, тогда как у взрослых просвет вен примерно в 2 раза больше просвета артерий. Капиллярные сосуды в раннем детском возрасте тоже относительно широки и вообще вся сосудистая сеть у ребенка сильно развита. Скорость кровообращения у детей выше, чем у взрослых, почти в 2 раза. Количество крови на 1 кг веса тела у ребенка значительно больше, чем у взрослых. Сердце сокращается у грудного ребенка гораздо чаще, чем у взрослых. Количество пульсовых ударов у новорожденного 120—140 в минуту, от 1 года до 2 лет— 110—120, от 3 до 4 лет— 100—110, в 5 лет— 100, к 10 годам — 90 ударов в минуту. Пульс подсчитывают на тех местах, где легко прощупывается артерия: на виске или на лучевой артерии. Считать пульс следует по возможности при спокойном состоянии ребенка. Сестра должна почаще упражняться в определении частоты и характера пульса у здорового ребенка, тогда ей будет легче правильно оценить пульс у больного. Подсчет числа ударов, определение силы, ритма и напряжения пульса дают представление о работе сердца, частоте, силе и ритме его сокращений. При этом нужно иметь в виду, что частота пульса у маленького ребенка подвержена большим колебаниям. Беспокойство, крик, сосание, движения и даже небольшое повышение температуры — все это легко вызывает учащение пульса и нарушение ритма. Счет пульса у маленьких детей следует производить во время сна, когда он бывает несколько реже, чем во время бодрствования. Обобщая все сказанное об анатомо-физиологических особенностях сердечно-сосудистой системы у детей, мы видим, что относительно большая масса сердца, относительно больший просвет и вместимость сосудов — все это условия, облегчающие работу сердца и способствующие лучшей циркуляции крови. Кроме того, сердце ребенка, его мышцы и нервный аппарат еще не пострадали от различных вредных воздействий, например, инфекций и интоксикаций (алкоголь, никотин и пр.), поэтому детское сердце обладает большой резервной силой. Постоянная тренировка сердца в виде подвижных игр и бега укрепляет мышцу сердца и способствует правильному развитию сердечно-сосудистой системы и хорошей циркуляции крови. Однако, несмотря на большую выносливость и приспособляемость детского сердца к нагрузке, необходимо строить режим ребенка так, чтобы не переутомлять сердца: подвижные игры должны сменяться спокойными, тренировка — отдыхом. Благоприятно влияет на развитие сердца правильное питание и достаточное пользование свежим воздухом и солнечным светом. КРОВЕТВОРЕНИЕ Органами кроветворения у человека являются костный мозг л селезенка. Характерной особенностью кроветворной системы у детей является с одной стороны ее большая неустойчивость к различным внешним и внутренним вредным влияниям, вследствие чего у ребенка при заболеваниях и неблагоприятных условиях воспитания легко развивается малокровие — анемия. С другой стороны, кроветворные органы ребенка отличаются большой способностью к регенерации, т. е. к восстановлению, к быстрому образованию молодых клеток взамен погибших. У ребенка, помещенного в благоприятные условия (правильное питание, свежий воздух), нередко происходит полное восстановление нормального состава крови. У новорожденного в 1 мм3 крови содержится 5 000 000 — 6 000 000 эритроцитов, 100—130% гемоглобина и 10 000 — 50 000 лейкоцитов; с конца второй недели состав крови падает до обычной для ребенка нормы: 4 500 000 — 5 000 000 эритроцитов, 70—80% гемоглобина и 8 000 — 12 000 лейкоцитов в 1 мм3 крови. Для правильного функционирования кроветворных органов необходимо правильное питание, содержащее достаточное количество солей железа, и широкое пользование чистым воздухом и солнечным светом, причем необходимо помнить, что чрезмерное, неумелое пользование солнцем может привести к обратным результатам — разрушению эритроцитов и развитию малокровия. |
|
© Баранов А.А. © Мусатова Л.М. © Щукин Ю.К. Тулиновка - вчера, сегодня, завтра. - Тамбов: ООО "Юлис", 2003. |