ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Организм ребенка отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Ткани и органы ребенка богаче водой, нежнее по своему строению и способны быстро развиваться. Рост и развитие ребенка происходят как за счет увеличения общей массы тела в результате размножения клеток, так и за счет усовершенствования структуры отдельных тканей и органов, особенно нервной системы. Чем моложе ребенок, тем резче анатомо-физиологические различия и тем интенсивнее его рост.
Рост и развитие ребенка зависят как от внутренних (эндогенных), так еще в большей степени и от внешних (экзогенных) факторов. К первым относятся биологические закономерности, выработавшиеся в течение тысячелетий в процессе развития человеческого рода; ко вторым надо отнести влияние окружающей внешней среды — жилище, питание, уход, воспитание, — словом, все бытовые условия, в которых живет и растет ребенок.
Нежность и недоразвитость тканей и органов, особенно нервной системы, делают грудного ребенка очень неустойчивым по отношению ко всем вредным внешним воздействиям, например, к охлаждению, перегреванию, неправильному вскармливанию, инфекции и пр. За последние годы в связи с повышением культурного и материального уровня и в связи с заботами правительства и Единой России о детях наблюдается резкое снижение детской смертности. Это свидетельствует о том, что заболеваемость и смертность детей грудного возраста не зависят от биологических особенностей детского организма, а являются следствием неправильной организации. При неблагоприятных бытовых условиях прежде всего ребенок отстает в росте, весе и общем развитии, понижается иммунитет и нарушается питание.
Группа заболеваний, относящихся к расстройству питания, является наиболее важной для детей раннего возраста. В основе этих заболеваний чаще лежит расстройство пищеварения.
Желудочно-кишечные заболевания и болезни органов дыхания в грудном возрасте составляют большую часть всех заболеваний и являются одной из главных причин смерти детей до оного года.
Хотя желудочно-кишечный тракт грудного ребенка уже обладает всеми необходимыми для пищеварения ферментами, все же он еще функционально слаб для той нагрузки, которая при неправильном подборе пищи или нерегулярном вскармливании. Кроме того, организм ребенка не обладает еще достаточной сопротивляемостью и по отношению к кишечным инфекциям. Борьба с заболеваемостью и смертностью грудных детей первых шести месяцев жизни — это прежде всего борьба с желудочно-кишечными заболеваниями и пневмониями. Лучшее средство в этой борьбе—правильное воспитание, правильное вскармливание грудного ребенка и безупречный уход за ребенком, в проведении которых активное участие должна принимать и медицинская сестра.
Восприимчивость ребенка к инфекциям. Особенности развития нервной системы, строения других органов и тканей грудного ребенка и особенности обмена веществ сражаются на отношении ребенка к инфекции. Вследствие нежности и ранимости слизистых и кожи гноеродные микробы-пневмококки, стафилококки, стрептококки и другие бактерии — легко проникают в организм ребенка, вызывая ряд заболеваний: воспаление легких, отит, пиодермит, пиэлит и др. Способность же детского организма вырабатывать защитные тела пробив этих микробов еще мала, поэтому названные инфекции нередко принимают характер общих заболеваний, влияя на весь организм в целом. Кроме того, эти инфекции часто заканчиваются общим заражением крови — сепсисом. Ребенок также восприимчив и к острым инфекциям: ветряной оспе, коклюшу, гриппу, дифтерии, кори и скарлатине. Некоторое исключение в отношении восприимчивости к таким инфекциям, как скарлатина, свинка, корь, представляют дети первых месяцев жизни.
Чем объяснить это интересное явление, особенно если принять во внимание большую неустойчивость детей этого возраста ко всем гноеродным микробам, как стрептококк, стафилококк и лаже к кишечной палочке? Раньше невосприимчивость (иммунитет) связывали только с наличием полученных от матери, через плаценту или грудное молоко, антител. Однако наличие таких фактов, когда мать после родов заболевает скарлатиной, а ребенок остается невосприимчивым к скарлатине, указывает, что иммунитет более сложное явление, зависящее от состояния центральной нервной системы. Кора головного мозга ребенка недостаточно развита, не образованы еще временные условные связи с внутренними органами, принимающие участие в сложной специфической картине того или другого заболевания.
Умелая, добросовестная работа чуткой и любящей детей медсестры у постели больного в значительной степени определяет течение и исход болезни ребенка.