Ухаживающий за детьми персонал должен во всем соблюдать безукоризненную чистоту, особенно в отношении своих рук; ногти необходимо коротко подстригать.
Во избежание повреждения кожи ребенка его одежда и белье должны быть сделаны из мягкой, гигроскопичной, хорошо стирающейся ткани, без грубых швов и застежек. Очень полезно детям все, что способствует закаливанию кожи. Поэтому нужно избегать чрезмерного укутывания ребенка, постепенно приучать его к обычной смене температуры наружного воздуха, к ветру, а летом — к воздушным ваннам, подмывать не слишком теплой водой и т. д.
Кожа у детей очень чувствительна к недостаткам ухода, и ее состояние свидетельствует не только о здоровье ребенка, но и о качестве ухода. Наличие опрелостей, гнойничков, дерматитов, вялый тургор кожи и загрязнение ее указывают на недостаточно хороший уход.
Подкожно-жировой слой у доношенного ребенка выражен довольно отчетливо и интенсивно увеличивается в течение первых 6 месяцев жизни — сначала на лице и конечностях, затем на туловище и в последнюю очередь на животе. Уменьшение подкожного жира с дальнейшим ростом ребенка происходит в обратном порядке. Чрезмерное отложение подкожно-жирового слоя не служит показателем здоровья ребенка и является излишним.
МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА
Мускулатура у новорожденного развита сравнительно слабо и ее вес составляет всего лишь четвертую часть веса его тела (у взрослого больше 40 %). Мышечные волокна у детей тонки, сокращения мышц вялы и слабы. С возрастом мышцы развиваются главным образом за счет утолщения мышечных волокон и мышечная сила возрастает, причем сначала происходит развитие мышц шеи и туловища, а затем уже конечностей. Очень большое значение для развития мускулатуры имеют упражнения. Каждый момент ухода и общения сестры с ребенком должен быть использован для стимуляции пассивных и активных движений. Все радостные эмоции у ребенка сопровождаются усиленным движением конечностей, усилением дыхательных движений.
Роль сестры для стимулирования развития движений и мускулатуры ребенка исключительно велика: подача игрушек и выкладывание ребенка в манеж, стимулирование перевертывания, ползания, поднимания на ножки и, наконец, ходьба, для чего используется каждая свободная минута сестры во время бодрствования ребенка, а также во время специальных занятий, предусмотренных режимом. При нецелесообразной постановке ухода и режима, когда дети постоянно лежат неподвижно в кроватках, завернутые в одеяло, они становятся вялыми, апатичными, мускулатура у них делается дряблой, атоничной, развитие движений в таких условиях резко запаздывает.