Развитие центральной нервной системы должно происходить в пределах возрастных возможностей, чтобы не вызывать перевозбуждения и переутомления. С этой целью следует чередовать сон и бодрствование, подвижные игры и спокойные. Периоды бодрствования ребенка, первоначально очень короткие, постепенно удлиняются и с 6—8 недель намечается уже установившийся ритм сна и бодрствования. В течение первых 8 месяцев жизни ребенок нуждается в троекратном дневном сне, затем его можно укладывать 2 раза днем, а с 2 до 7 лет, кроме 10-часового ночного сна, ребенок должен спать еще днем 2—2½ часа.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Зрение. Движения глаз у новорожденных не координированы и поэтому у большинства из них отмечается косоглазие, которое исчезает к 3—4 неделям. В начале второго месяца ребенок начинает фиксировать глазами яркие, крупные предметы, а с двухмесячного возраста — следить глазами за передвигающимися предметами. Способность рассматривания предмета двумя глазами на близком расстоянии (аккомодация) появляется с 5 месяцев. С 6 месяцев дети начинают различать цвета, с 3 лет они уже правильно называют их.
Слезоотделение обычно начинается с двухмесячного возраста. Слезно-носовой канал широк, поэтому у детей легко возникают конъюнктивиты. Мигательные движения слабы и редки; защитный мигательный рефлекс на яркий свет существует уже с первых дней жизни.
Глаза следует оберегать от загрязнения пылью, от инфекций и от раздражения ярким светом. Игрушки нужно подвешивать прямо над грудью во избежание скашивания глаз, которое может перейти в стойкое косоглазие. Во время купанья лицо ребенка следует обмывать чистой водой из отдельной посуды.
Слух. Слух у новорожденных, по-видимому, понижен, однако громкие звуки они слышат с первых дней. Слух улучшается по мере рассасывания слизистой жидкости, находящейся в первое время в барабанной полости, и заполнения ее воздухом. Наружный слуховой проход узок и состоит из хрящевой и кожной части. Кожа наружного слухового прохода нежная и легко раздражается. Она имеет железки, выделяющие большое количество ушной серы, которая, скопляясь в проходе, защищает ухо от пыли. Евстахиева труба короткая и широкая, поэтому она способствует проникновению инфекций из носоглотки в ухо.
Координация между слухом и зрением устанавливается довольно рано. Уже с 2 месяцев ребенок начинает поворачивать головку или глаза в сторону звука.
Ежедневно во время утреннего туалета ушные раковины следует обмывать. Ушной проход не нуждается в специальной чистке; особенно опасно пользоваться для этой цели твердыми предметами: спичками, шпильками и т. п. Избыток серы скопляется у наружного края слухового прохода и отсюда ее легко можно удалить ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом.
Вкус. Чувство вкуса развито довольно хорошо даже у новорожденных: они охотно сосут сладкое и, наоборот, на кислое и горькое реагируют неудовольствием, отказом от сосания.
Обоняние. У новорожденного обоняние, по-видимому, развито слабее, чем вкус, тем не менее дети первых месяцев жизни все же определенно реагируют на запах.
Осязание. Чувство осязания имеется уже у самых маленьких детей, причем особенно чувствительны ладони, подошвы и лицо. Прикосновение- к губам вызывает сосательные движения.
Кожная чувствительность на температуру у детей развита хорошо, так же как и болевая чувствительность, но в первое время она несколько понижена.
Органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание являются проводниками раздражений внешней среды к центральной нервной системе; их нормальная функция зависит от своевременного развития деятельности коры больших полушарий.