В 11—12 месяцев многие дети начинают ходить самостоятельно, хотя еще и не вполне уверенно; ребенок нагибается, поднимает предметы. В начале второго года выполняет простые поручения: «подними игрушку», «закрой дверь» и пр., различает части тела, приучается к опрятности. К полутора годам движения становятся более уверенными, ловкими; ребенок начинает бегать, взбираться на ступеньки, интересуется обществом детей, начинает говорить фразами в два-три слова.
В возрасте 2—3 лет ребенок запоминает небольшие стихотворения, узнает предметы на картинках, интересуется окружающим, задает много вопросов; в это время начинают проявляться некоторые черты его будущего характера.
Конечно, все эти показатели возрастного психомоторного развития представляют собой лишь схему, ориентируясь на которую обслуживающий персонал в детских коллективах может способствовать, правильному развитию детей. Как показывает опыт работы лучших детских учреждений, отставание детей в развитии статики и моторики, запаздывание в развитии речи, недостаток эмоций являются результатом неправильной организации окружающей их внешней среды и режима.
Когда ребенок начинает пытаться ходить, ему надо дать стул или каталку. Мышечная тренировка способствует лучшему развитию и других систем организма, например, нервной и костной.
По мере развития двигательных умений ребенок все больше познает окружающий его мир, у него увеличивается количество впечатлений и это способствует развитию его психики и речи, у животных окружающая действительность сигнализируется их органами чувств. Это — первая сигнальная система. У человека сверх этих сигналов развилось слово — вторая сигнальная система, И. П. Павлов называет речь — слово сигналом сигналов.
Первоначально у ребенка появляется понимание речи, затем начинается ее формирование.
Развитие речи у ребенка приводит к большему знакомству с окружающей действительностью и способствует развитию центральной нервной системы. Центральная нервная система оказывает влияние на внутренние органы и обмен веществ.
Велика роль сестры в создании радостного настроения у ребенка. Ребенок охотно откликается на ласку и игру, входит в контакт, охотнее ест, у него лучше усваивается съеденное — все это способствует нормальному его развитию. Напротив, однообразная обстановка и неправильный режим тормозят развитие ребенка.